Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим; правильное питание; рациональная двигательная активность; закаливание организма; сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Для обеспечения безопасности и охраны здоровья воспитанников строго соблюдаются следующий правила:
1.Лестницы на второй этаж имеют высокие поручни с прямыми вертикальными, часто расположенными планками.
2. Все окна открываются внутрь, в дверях не установлены пружины и блоки.
3. Общие технические осмотры здания детского дошкольного учреждения проводятся 2 раза в год (весной и летом). Осматривается все здание вообще, все конструкции, инженерное оборудование, разные виды оснащения здания и все элементы внешнего упорядочения. Осуществляется систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, за устойчивостью и исправностью фрамуг, занавесок, физкультурного оборудования, мебели. Портреты, картины, огнетушители, шкафы игрового строительного материала, вешалки для одежды и полотенец прикреплены (к полу или стене); подставки для цветов в групповых комнатах устойчивые.
4. Радиаторы центрального отопления в помещениях детского сада заграждены экранами, которые снимаются или открываются для чистки.
5. Каждый сотрудник детского дошкольного учреждения должен знать правила пожарной безопасности, уметь обходиться с огнетушителями и знать план эвакуации детей на случай пожара.
6. В детском саду на видном месте вывешены номера телефонов скорой помощи, пожарной и других аварийных служб.
7. Группы раннего возраста размещены на первом этаже. Сотрудники детского сада подготовлены к оказанию первой помощи при неожиданном заболевании ребенка или несчастном случае.
8. Запрещается приносить в групповую комнату кипяток, а также привлекать детей к раздаче горячих блюд во время дежурства в группе.
9. С целью предупреждения желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений проводится контроль за доброкачественностью продуктов, выдаваемых на кухню. Обязательна ежедневная проба пищи старшей медицинской сестрой перед подачей ее детям, с оценками качества в специальном журнале. Хранение и приготовление пищи проводится в соответствии с требованиями СанПиН.
10. Каждый ребенок имеет личную расческу, полотенце, носовой платок, постельные принадлежности.
11. Лекарства, дезинфицирующие средства, находятся в закрытом шкафу, в помещении, не доступном для детей. Электропроводка изолирована, электроприборы - недоступны для детей. Ножницы для занятий с детьми имеют с тупые концы, пользоваться ими дети могут только под руководством и надзором воспитателя.
12. Участок детского сада огражден.
13. Ящики для мусора закрыты. Ежедневно производится осмотр прогулочных площадок на предмет отсутствия опасных для детей предметов, неисправного игрового и спортивного оборудования (необструганных досок, гвоздей, обрывков электропровода, битого стекла, посуды); сухостойных деревьев.
15. Физкультурное и игровое оборудование на участках надежно закреплено у основания, имеет крепкие рейки, поручни. Оборудование для занятий гимнастикой и все сооружения для игр детей соответствуют размерам и чертежам, рекомендованным нормативными документами.
16. Крыши всех помещений на участках детского сада своевременно очищаются от снега, сосулек. Дорожки, внешние лестницы и детские площадки на территории очищают от снега и льда и посыпают песком.
17. Организован пристальный надзор за тем, чтобы дети не выходили за территорию участка детского сада. Внешние двери детского сада оборудованы звонком, имеют замок на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрыты.
18. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передавать ребенка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день. Забирать ребенка из детского сада должны родители или лица, которых хорошо знает воспитатель. Запрещается отдавать детей подросткам, которым не исполнилось 18 лет.
19. В жаркое время, чтобы избежать перегревания, дети должны носить головные уборы. Солнечные ванны должны приниматься только по назначению и под наблюдением врача.
20. Осуществляется постоянное наблюдение за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений.
21. Запрещается допускать на территорию детского сада, особенно в помещение, незнакомых лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.
22. Заведующий детским дошкольным учреждением несет личную ответственность за организацию работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей.
23. Воспитатель детского дошкольного учреждения несет личную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения учебных занятий, режимных моментов, трудовой и игровой деятельности, а другие сотрудники (инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель, и другие) во время работы с детьми.